Разместить информацию

Полиграфия как производственный процесс

Здравствуйте уважаемый Заказчик. Вижу Вы уже давно блуждаете в дебрях Полиграфии в надежде найти единственно верный путь к той заветной вершине, которая завется Качество и которая так манит Вас, но все время как мираж оказывается все дальше и недостижимее. На этом пути Вами уже было потрачено достаточно сил и средств, но тщетно. Хватит блуждать без карты и ориентиров в этой незнакомой и не всегда приветливой местности. Довольно терять время и деньги. Вот Вам наша рука и мы поможем Вам найти единственно верный путь к Вашей цели.
Полиграфию можно рассматривать как симбиоз производства и искусства. А в искусстве все подвластно лишь Мастеру. Сегодняшнее же положение вещей таково, что специалистов, обладающих необходимым опытом и знаниями, катастрофически не хватает. Можно сказать, что их совсем нет. Точнее, они конечно есть, но работают непосредственно на производстве и с заказчиками не пересекаются. Те же, кто с ними главным образом общаются - дизайнеры рекламных агентств - редко являются профессионалами в области полиграфии. В силу этого они не могут дать необходимых консультаций и даже, подчас, грамотно разработать макет. В добавление ко всему, заказчик часто пытается сэкономить и решить максимум простых, как ему кажется, вопросов самостоятельно.
Позволю себе небольшой пример для иллюстрации всего вышесказанного. Предположим, вы хотите создать произведение полиграфического искусства, точнее заказать. Как в этой ситуации вы обычно поступаете? Перво-наперво, идете к дизайнеру и излагаете ему свой замысел (а далее сидите у него над душой и совместно его воплощаете) или просто формулируете задачу, а затем выбираете из нескольких предложенных вариантов. После этого берете готовый макет и выводите пленки. Затем подбираете и покупаете необходимую вам бумагу и все это везете в типографию, где через некоторое время вы и получите именно то, что вам представлялось в начале (если конечно очень-очень повезет). Для простоты я изобразил наиболее общую схему. Тот, кто хоть раз в своей жизни прошел через все это, без труда внесет необходимые коррективы.
А теперь представьте, что вы зажиточный купец, допустим, эпохи возрождения, и вам пришла в голову замечательная мысль - заказать портрет своей любимой дочери по имени Монна Лиза какому-нибудь приличному художнику. Для этого вы приглашаете некоего молодого человека не лишенного художественного дарования и просите его сделать несколько карандашных набросков. Выбрав один, на ваш взгляд, наиболее удачный и купив по дороге в художественной лавке необходимые материалы, вы появляетесь перед светлыми очами мастера Леонардо. Протягивая ему холст и эскиз, просите нарисовать нужный вам портрет, причем, желательно, к завтрашнему утру. Он конечно вам сделает это, если вы очень-очень попросите, но что он вам скажет в ответ на то, что портрет не очень-то похож на оригинал, вы без труда представите (кто знает, возможно оно так и было, ибо из истории известно, что заказчик не принял работу, и таким счастливым образом творение великого мастера стало достоянием потомков). Так что лучшее, что вы можете сделать, чтобы избежать потери времени, денег и нервов, - это найти своего Мастера.


И вот теперь встает закономерный вопрос: как не ошибиться в выборе исполнителя для вашего заказа? Попробуем вместе разобраться в этом и сформулировать те вопросы и понятия, которые должны быть в сфере компетенции людей, занимающихся проведением полиграфического заказа и, соответственно, в которых желательно ориентироваться Вам, уважаемый Заказчик.

Полиграфия, как производственный процесс подразделяется на:
- допечатную подготовку
- подготовка оригинала (сканирование, съемка на цифровую камеру);
- обработка изображения (ретуш, цветокоррекция, и т.д.);
- верстка (+ корректура и редактура);
- раскладка на лист (спуск полос);
- изготовление PS;
- цифровая цветопроба;
- изготовление пленок;
- контактная цветопроба;
- печать
- монтаж пленок;
- изготовление пластин;
- офсетная пробная печать на пробопечатном станке;
- печать тиража;
- послепечатную (финишную) обработку
- отделочные процессы
- лакирование
- припрессовка различных видов пленок
- высечки
- тиснения
- нумерация
- перфорация
- брошюровочно-переплетные процессы
- резка
- биговка
- фальцовка
- подборка
- брошюровка


Основными параметрами любого заказа являются:
- качество
- стоимость
- срок

Качество оттиска определяется:
- качеством исходных материалов
- степенью точности передачи изображения оригинала
- отсутствием полиграфического брака

Точность передачи изображения, в свою очередь, определяется:
- диапазоном оптических плотностей D (от уровня «белого» до уровня «черного»). Здесь под уровнем «белого» понимается оптическая плотность основы, которая запечатывается.
- разрешением (частотой дискретизации изображения)
- диапазоном цветопередачи (цветовой охват)

Для определения двух первых, взаимосвязанных параметров, в полиграфии введено специальное понятие линиатура растра. Большая линиатура позволяет воспроизводить мелкие детали изображения, но при этом ухудшается воспроизведение оригиналов с большим количеством полутонов. Традиционно, для основных видов печатной продукции используются следующие величины линиатуры растра (для офсетной печати):
• черно-белые газеты – 85-100 lpi;
• полноцветные журналы и рекламная продукция – 133-150 lpi;
• полноцветная высокохудожественная и представительская продукция – 175-250 lpi.

Реально в печати в наших условиях наиболее целесообразно используется линиатура 175lpi при заданных 256 «градациях серого» (ступени изменения размеров растровой точки). Стоит, вероятно, определить связь между линиатурой и основным параметром, характеризующим различные электронные печатающие устройства – разрешением. Разрешение определяет число градаций серого на данной линиатуре. Т.е., для передачи уже упомянутых 256 градаций серого необходима матрица 16х16 элементов разрешения. Или при линиатуре 175lpi необходимо разрешение 175х16=2800dpi. Исходя из этого, можно делать вывод о качестве печати того или иного аппарата, сравнивая его паспортные данные с указанной величиной.
Все принципиально воспроизводимые тем или иным способом цвета объединяются в одно понятие – диапазон цветопередачи (цветовой охват). Для различных средств отображения визуальной информации (фотография, слайд, принтерная распечатка, изображение на мониторе и т.д.) характерен свой индивидуальный цветовой охват. Из-за этого, а также из-за того, что диапазоны цветов, воспроизводимых лучшими из них, все же значительно уже воспринимаемого нашим зрением, при попытке воспроизвести заданный цвет неизбежно возникают различные цветовые искажения. Воспроизведение цветных иллюстраций в классической полиграфии основывается на трех базовых цветах (голубой (С), пурпурный (М), желтый(Y)) и дополнительном (черный (К)) и все многообразие оттенков получается смешиванием этих цветов в различных пропорциях. Применение системы цветоделения CMYK связано с тем, что изображение воспринимается в отраженном свете (в системах работающих на просвет, таких как монитор, принята другая система цветоделения – RGB)
Увы, в плане передачи цвета эта система наименее совершенна. Из-за чего в полиграфии достаточно остро стоит проблема точного воспроизведения некоторых цветов (ярких оранжевого, зеленого и фиолетового). Для ее решения часто вводят дополнительные чистые цвета (spot color), каждый из которых печатается отдельной краской без наложения. Существуют каталоги простых цветов, из которых наиболее распространена система PANTONE. Реже для расширения цветового охвата оттиска используют нетрадиционные технологии цветоделения: печать шесть (технология Hexachrom) и более красок (технология Hi-Fi Color). Естественно, что каждый дополнительный цвет – это дополнительный краскопрогон и, соответственно, удорожание продукции. Обычно задача адекватной передачи цвета сводится к тому, чтобы корректно сжать цветовое пространство оригинала в виде всех цветов и оттенков на нем, к тому цветовому пространству, которое реально может обеспечить полиграфия. В этом, собственно, и проявляется искусство дизайнера-полиграфиста. То есть, как ограниченными выразительными средствами полиграфии передать бесконечность мироздания. Здесь мы из сферы технологии переходим в область иррационального. Любое искусство использует в своем инструментарии ограниченный набор выразительных средств и лишь в этом случае может быть искусством. Вне формы искусства не существует. Владение этим инструментарием – ремесленничество, а способность с его помощью отображать беспредельность мира – мастерство. Конечно, дизайнер также должен знать и учитывать в своей работе все тонкости и нюансы полиграфического производства (линиатура, углы наклона растра, форму растровой точки, характеристики фотовыводного устройства, треппинг, растискивание и т.д.). Но, с Вашего позволения, мы опустим эти действительно важные (но абсолютно непонятные и ненужные нормальному человеку) понятия, как относящиеся сугубо к процессу производства (ну зачем знать пользователю компьютера архитектуру процессора или иерархию команд) и сосредоточим свое внимание на том, о чем иметь понятие действительно необходимо. Интересующихся же вопросами технологии мы отсылаем к списку литературы и глоссарию в конце статьи.
Другая проблема связана с тем, что для передачи полутонового изображения в традиционной полиграфии обычно используется регулярный растр. Особенно это бросается в глаза на низкой линиатуре изображения (заметность растровых элементов, например, при газетной печати). С этим связано также возникновение муара при наложении четырех и более цветов. Сегодня эти проблемы пытаются решить с помощью стохастического (нерегулярного) растрирования. Но, к сожалению, при явных преимуществах (отсутствие периодической структуры, муара, снижение требований к приводке и меньший объем файлов), ему свойственны и существенные недостатки – повышенное требование к точности технологического оборудования на всех этапах полиграфического производства, непредсказуемое поведение в печати, более строгие требования к жесткости точки (растискивание). В виду всего этого, стохастическое растрирование нашло пока массовое применение лишь при создании изображения струйными принтерами и плоттерами.

При печати основными параметрами качества являются:
- точность цветопередачи
- приводка (точность совмещения красок)
- стабильность этих параметров на протяжении печати тиража

Для контроля точности цветопередачи используют цифровую и аналоговую цветопробы.
Цифровая цветопроба применяется для предварительной оценки и коррекции цвета перед изготовлением фотоформ. Данная операция имеет смысл только в том случае, если устройства для изготовления цифровой цветопробы точно откалиброваны под печатный процесс и полностью его имитируют, начиная от применяемых материалов (красок и бумаги) и, заканчивая особенностями печати на тех печатных машинах, которые установлены в типографии, где предполагается размещать заказ. Это требование является основополагающим для всех цветопроб. Корректно сделанная цветопроба является документом (контрактна) и рабочим инструментом, на основании которого производится контроль качества и приемка продукции.
В условиях дизайн-студии для первичной оценки изображения (но никак не его качества) используют цветные принтеры различных принципов действия и различной степени сложности. Устройства этого класса принципиально можно использовать для получения цифровой цветопробы (что и делается в пре-пресс бюро на достаточно дорогом профессиональном оборудовании) и даже для оперативной печати различной полиграфической продукции малыми тиражами. Основные же недостатки, препятствующие массовому использованию принтеров для изготовления цветопроб и признанию за цифровой цветопробой права на контрактность, состоят в следующем:
- меньшая разрешающая способность;
- отличие метода растрирования;
- отличие пигментов от печатных красок (по спектральным характеристикам, по оптической плотности);
- отличие способа закрепления изображения;
- неопределенность с величиной растискивания;
Бурный рост цифровой полиграфии и систем прямого экспанирования печатных форм (Computer-to-Plate - CtP) в последние годы более чем остро поставил на повестку дня вопрос контрактности цифровой цветопробы и пока не снял с повестки дня вопрос ее себестоимости. Справедливости ради, стоит отметить, что технический прогресс не стоит на месте, и в самое последнее время появились принтеры более или менее удовлетворяющие всем вышеперечисленным требованиям, и вполне приемлимые по себестоимости отпечатка ( PolaProof (Polaroid ) и LazerProof (Imation)).

Для более точного контроля цвета применяют аналоговую цветопробу. Среди аналоговых цветопроб различают два основных типа:
- пробные оттиски, полученные с готовых фотоформ по технологии «MatсhPrint» и ей подобных;
- пробные оттиски, полученные с реальных печатных форм на специальном пробопечатном станке или прямо на печатной машине.
Понятно, что более точный результат (но и более дорогостоящий) будет в последнем случае, т.к. условия печати наиболее приближены к реальным. Что же касается цветопроб по технологии «Matсhprint», то всем им в той или иной степени (правда в значительно меньшей) присущи все вышеуказанные для цифровых цветопроб недостатки.
Следующая задача - выдержать цвет, как на стадии первых печатных листов, так и на протяжении всего тиража от оттиска к оттиску. Очевидно, что здесь уже необходимо поддерживать определенную точность цветопередачи. Для этого устанавливаются специальные нормы по отклонению от требуемого цвета: стандартное значение составляет: дельта E=4 и более жесткое, для специальных высокохудожественных и рекламных изданий, дельта E=2. Для контроля этого параметра используют специальные приборы – портативные спектрофотометры. Если заказчиком предъявляются жесткие требования к точности цветопередачи (например, E рекомендуетсяDфирменный цвет), то наличие цветопробы обязательно, а параметр включать отдельным пунктом в договор с типографией. Что же касается точности совмещения красок, то тут все видно невооруженным глазом. А если же вооружиться специальной лупой порядка 10х или еще лучше микроскопом 30х со шкалой, то эту самую зловредную неприводку можно будет и померить (допустимая величина для офсетной печати составляет 20-30 (предельно 50) мкм).
Чтож, полагаю, что с влиянием степени точности передачи изображения оригинала на качество полиграфического продукта мы разобрались. Теперь наша задача понять, как на него влияет качество исходных материалов.
К исходным материалам относятся:
- используемые оригиналы:
- цветные позитивы (слайды)
- цветные негативы
- фотографии
- рисунки
- оттиски
- цифровые оригиналы
- предметы
- запечатываемые материалы:
- бумага
- картон
- пленки
- самоклеющиеся материалы,и т.д.
Попробуем разобраться в основных требованиях к оригиналам, их классификации и степени пригодности для полиграфии. К сожалению, полиграфия ограничена не только в возможностях передачи цвета, но и в воспроизведении оптических плотностей диапазоном не превосходящим 2,2-2,3D. Соответственно, диапазон оптических плотностей оригинала нужно будет сжимать до этой величины.
Рассмотрим плюсы и минусы используемых в полиграфии оригиналов:
цветные позитивы (слайды)
- динамический диапазон 3.5-4D
- самый большой и наиболее близкий к человеческому глазу цветовой охват
- высокая точность цветопередачи
- кадр стандартной 35 - мм пленки позволяет достичь при сканировании разрешения 2000 dpi (для профессиональных пленок – до 4000 dpi). Другими словами, кадр можно увеличить в
5-10 раз и получить изображение максимальным размером 32х45 см (с 300dpi)
- высокие требования к сканеру для воспроизведения без проблем
цветные негативы
- наличие паразитного цветового фона
- сложность визуальной оценки качества и цветопередачи
- более крупное, по сравнению со слайдами и фотографиями, зерно
фотографии
- возможная некорректность в процессе печати
- меньший, чем у пленок динамический диапазон
- меньшая необходимость увеличения
- простота визуальной оценки
рисунки
- не должны присутствовать невоспроизводимые в полиграфии цвета
- нежелательность мелких деталей
- нежелательность мелкой штриховки
оттиски
- наличие растровой структуры – возможность появления муара
цифровые оригиналы
- необходимо убедиться в наличии достаточного для полиграфии (300dpi) разрешения
предметы
- можно сканировать на планшетном сканере с необходимым разрешением
- использовать цифровой фотоаппарат. Правда, лучшие из них не дают необходимого для полиграфии качества изображения (300dpi) на форматах свыше А4.
Резюмируя все вышеизложенное, можно сказать что чем выше качество используемых оригиналов, тем проще будет достичь нужного результата. Поэтому не стоит экономить на фотосъемке, ибо последующее доведение материала до ума будет стоить много дороже.
Ну и напоследок поможем вам сориентироваться в непростом вопросе, который вам зададут в любом пре-пресс бюро, куда вы придете с просьбой сосканировать необходимый вам слайд или другое изображение. С каким разрешением сканировать? Конечно, можно и по-простому сканировать с максимально возможным разрешением для данного материала или вида оборудования. Но не забывайте, что стоимость этой работы в конечном итоге зависит от объема полученного в результате файла (0.3-0.5$ за Мв), который, в свою очередь, напрямую связан с заданным разрешением. Итак, разрешение сканирования оригинала, требуемое для последующего воспроизведения способом офсетной печати с использованием регулярного растра вычисляется по формуле:
R=QхLхM, где Q - коэффициент качества (1.44-2.0), L - линиатура.
Теперь плавно перейдем к запечатываемым материалам и более подробно познакомимся с основным их видом – бумагой.
Вообще-то, в полиграфии тем или иным способом используются все виды бумаг. Но поскольку разговор у нас идет в основном о высококачественной полиграфии, то и бумаги мы будем рассматривать пригодные именно для этого сегмента. Итак бумаги бывают:
- чистоцеллюлозные – используются для дорогой качественной полиграфии
- с добавлением древесной массы –
- меньший глянец, белизна, стоимость, срок хранения, вес
- большая непрозрачность ( чаще всего используются для цветных иллюстрированных большетиражных журналов среднего уровня качества)
а также:
- мелованные – улучшает белизну и непрозрачность
- дизайнерские – для специальных полиграфических изысков
Основные параметры бумаг:
- масса – г/м.кв.
- белизна- до 100%
- непрозрачность – в %
- лоск (глянец) – интенсивность света, отраженного от бумаги
- 17-30% - матовые (matt)
- 30-65% - silk
- 65-90% - глянцевые (gloss)
При подборе запечатываемого материала необходимо кроме формата, оптимального для данного оборудования (что сильно сказывается на стоимости, особенно на больших тиражах), и плотности учитывать также его оптические (белизна, непрозрачность, глянец, цвет) и печатно-технические свойства (гладкость, выщипывание, впитывающая способность и др.). Стоит, вероятно, напомнить, что бумага и картон отличаются друг от друга не только толщиной и плотностью, но и структурой: у бумаги она однородная, а у картона слоистая. И, таким образом, основное различие состоит в механических свойствах. В частности, при равной плотности картон жестче.
Кроме того, необходимо учитывать нюансы последующей финишной обработки (биговка, фальцовка, высечка, и т.д.) и не забыть учесть долевое направление бумаги, как при разработке макета (все сгибы и фальцы, особенно на плотных бумагах и картонах, должны быть расположены по долевому направлению), так и при печати (бумага, особенно тонкая, должна подаваться в печатную машину по долевому направлению, иначе проблемы с совмещением цветов вам обеспечены). Долевое направление указывается всегда второй цифрой для данного формата бумаги. Например, формат 47х65 говорит о том, что долевое направление будет по длинной стороне (в данном случае 65 см). Да и сорт бумаги должен подбираться с учетом характера конкретного изображения (например, бумага с повышенной выщипываемостью создаст проблемы при печати изображения с насыщенным фоном). Ну и, наконец, перед печатью бумага должна пройти акклиматизацию. После всего этого стоит ли удивляться, что многие типографии не гарантируют качества на привезенной Вами бумаге.
И последний вопрос качества – брак при печати. Отставим в сторону основные причины этого брака и предположим, что типография работает на технически исправном оборудовании с соблюдением технологических параметров. Последние подробно указываются в стандартах на изготовление полиграфической продукции. Упомянув стандарты, сразу следует оговориться, что в нашей реальности они, по разным причинам, редко соблюдаются типографиями. Вопрос этот относится к культуре производства и техническому состоянию нашего парка оборудования. На практике каждая типография работает по своим внутренним, наиболее приемлемым для нее стандартам. Именно поэтому редко удается напечатать что-либо приличное на основе материала присланного из цивилизованного мира без предварительной его адаптации к местным условиям. Что же касается местного рынка, то он привык к этому. В приличном пре-пресс бюро прежде чем выводить пленки вас всегда спросят где вы планируете печататься, и именно под эту типографию их и сделают (благо узок их круг и имена своих героев страна знает). И упаси вас Бог по тем или иным причинам поменять коней на переправе и, изменив маршрут, печататься в другой типографии. Результат будет весьма печальным. Возможно, вы и выплывете, но то, что сухим из воды не выйдете, – это уж точно. Дело доходит до анекдотических ситуаций. Если кому-либо из наших типографий подфартит купить незадорого печатное оборудование, еще могущее работать по этим самым цивилизованным стандартам – проблемы «белой вороны» им обеспечены. И, дабы мочь на нем работать «нормально», им приходится ухудшать эти параметры до уровня «как у всех». Все, о чем мы сейчас говорим, по-научному называется сквозной калибровкой оборудования. То есть такая его настройка, которая позволила бы печатать по приборам, а не на глазок «опытного» печатника, что сейчас имеет место быть в большинстве случаев.
Итак, предположим, что типография работает на технически исправном оборудовании с соблюдением всех технологических параметров. Другими словами, будим исходить из того, что в браке виноват печатник. Кроме уже упомянутых, а именно неприводки, несоответствия цвета заданному и нестабильности его по тиражу, существуют следующие виды брака, на которые необходимо обратить внимание при приемке тиража:
- различного вида марашки (пыль, мусор, волокна, прилипшие к форме или бумаге)
- отмарывание
- выщипывание
- затеки воды
- несовпадение лица и оборота
- дефекты работы на стадии финишной обработки (кривые резы, фальцы, и т.д.)
- и многие, многие другие…
Не будем далее углубляться в этот печальный список, ибо только перечисление одних названий (чаще всего ничего не говорящих неискушенному в полиграфии человеку) заняло бы слишком много места. Тем более, что виден этот самый брак невооруженным (но внимательным) взглядом. Так что бдите!
Существуют и другие виды полиграфического брака, но при первом взгляде на них не сразу и поймешь, с чем имеешь дело – с плохой типографией или с дизайнерским изыском. К этой категории относятся:
- муар
- пропуск цвета
- перепутанные цвета
Кстати, вопрос качества и, соответственно, брака стоит всегда оговорить на момент заключения договора на размещение заказа. Ибо даже если в договоре стоит формулировка «типография обязуется предоставить заказчику качественную продукцию, в срок, и т.д.», очень может статься , что ваше понимание качества расходится с тем, что принято называть этим словом в данной типографии. Особенно, на это стоит обратить внимание тем, кто привык экономить на спичках и, руководимый своей царевной-лягушкой (в простонородье - жабой), старается выбрать подрядчика подешевле, называя это (задыхаясь от собственной крутизны) поэтическим словом «тендер».
Что ж, с качеством печати и ограничениями, накладываемыми технологией процесса мы более или менее разобрались. Теперь осталось выяснить, какими же выразительными средствами на сегодняшний день обладает полиграфия. Но прежде необходимо уточнить, что прямой связи с качеством эти вещи не имеют, хотя с субъективной оценкой понятия «качество полиграфической продукции» связь несомненна. Они скорее служат цели облагораживания продукции для придания ему респектабельного вида. Так же как и надетое вами кольцо с бриллиантами не является необходимым предметом туалета, но его наличие говорит о многом.
Кроме уже упомянутых:
- расширения цветового охвата
- добавления различных дополнительных цветов (например, золота или серебра)
Есть возможность выбора:
- различной фактуры и цвета запечатываемого материала
- разнообразных видов финишной обработки.
Из последней для облагораживания продукции наиболее часто применяется:
Лакирование и припрессовка пленки, использующиеся в целях:
- защиты поверхности изображения;
- создания матовой или глянцевой фактуры поверхности.
На сегодняшний день существует несколько разновидностей лаков:
- дисперсные (на водной основе);
- масляные (печатные,офсетные);
- УФ-лакии;
И несколько методов их нанесения (и соответствующего видов специализированного оборудования), различных по целям (и ценам) и конечному результату:
- офсетный способ (с использованием одной из секций печатной машины) – 2-3 г/м кв;
- с использованием специальной лакировальной секции на машине – 8-10 г/м кв;
- листовыми лакировальными машинами – 10-12 г/м кв;
- трафаретный способ – до 20 г/м кв;
Надо сказать, что большая толщина лакового слоя (в случае нанесения трафаретным способом) дает не только больший глянец при сплошном лакировании но и ощутимый физически и визуально рельеф и объем изображения.Кроме того, можно производить как общее (по всей поверхности оттиска), так и местное (т.н. «выборочное» или «частичное») лакирование – нанесения лака в художественных целях на отдельные фрагменты изображения. Чаще всего для этого используют УФ-лак, наносимый трафаретным способом.
Покрытие изделия защитными пленками придает ему повышенную, по сравнению с лаком, прочность и плотность (за счет варьирования толщины пленки), однако дороже лакирования. Кроме того, существует возможность комбинирования этих способов отделки. Например, выборочный УФ-лак можно нанести на матовый лак или пленку (ламинат). Осталось добавить, что качественная припрессовка пленки возможна лишь в производственных условиях на дорогом промышленном оборудовании. Не рекомендуется использовать для этой цели дешевые офисные ламинаторы, иначе через некоторое время ваши заламинированные оттиски начнут скручиваться (в случае одностороннего ламинирования).
Тиснение – используется для придания изделию респектабельного вида.
- с припрессовкой фольги
- без фольги (блинтовое)
- вдавленное
- выпуклое (конгревное)
- а так же различные их комбинации
Объемная этикетка – самоклеящаяся этикетка любой формы или размера, напечатанная любым способом, на которую нанесен объемный прозрачный полимерный слой (оптическая линза).
Кроме того, в производстве представительской и сувенирной продукции используются так называемые специальные виды печати. К ним относится:
трафаретная печать (шелкография), - один из старейших способов печати, позволяющая получать высококачественное объемное (выпуклое) изображение с толщиной красочного слоя от 6 и до 100 мкм (для сравнения в офсетной печати – до 2 мкм). Такой красочный слой дает физически ощутимую рельефность, но тут имеются сложности с воспроизведением высококачественного полноцветного изображения, да и удовольствие это весьма дорогое. Зато наносить изображение можно практически на любую поверхность. Основная область применения – сувенирка, малые (до 500 экз.) тиражи представительской продукции (визитки, бланки) в один-два, реже - три-четыре цвета. К слову, это единственный способ, позволяющий получить достаточно качественную полноцветную печать на тканях. Также, в некоторых случаях, шелкография способна составить серьезную конкуренцию в наружной рекламе плоттерной широкоформатной печати. Еще бы, запечатывать до 80 метров длины материала в 20 красок при скорости 1.5 м в минуту, да еще на любых жестких поверхностях! Я уже не говорю про высочайшую насыщенность цвета, что очень важно для наружной рекламы и однозначную рентабельность при тиражах в районе от десятков до сотен экземпляров. Единственный минус – несколько худшее качество передачи полноцветного изображения;
тампопечать - используется исключительно в производстве сувенирной продукции для нанесения полноцветного изображения на предметы со сложной поверхностью (зажигалки, авторучки, кружки и т.д.) или нетрадиционные материалы (пластмассы, кожа, дерево, металлы, ткани, стекло, керамика и многие другие);
термопечать – под этим названием скрывается два совершенно разных процесса. Первое – это печать с термопереносом изображения, используемая главным образом для нанесения изображения на различного вида ткани. Во втором случае мы имеем дело с финишной операцией корректно называемой термоподъем, которая состоит в нанесении специального термопорошка на свежезапечатанную краску (последнюю краску в случае полноцвета) с последующей специальной термической обработкой. В результате создается рельефное выпуклое изображение с различными цветовыми эффектами. Чаще всего используется при производстве респектабельных визиток. Хотя, в принципе, возможно использовать и для создания дорогой полноцветной представительской продукции. Но до этого мы, видимо, пока еще не доросли.
К специальным видам печати также относится и флексография (разновидность высокой печати с использованием гибких полимерных форм). По качеству она также, как и другие специальные виды печати, уступает офсету (линиатура до 130-150lpi). Область ее применения, в отличие от них,– большие тиражи в основном в упаковочной отрасли и при печати газет или журналов среднего уровня качества.
Ну и остается только добавить о таких экзотических вещах как ароматическая полиграфия и лазерная «вырубка», позволяющая создавать настоящие бумажные кружева. Правда ближайшее место, где вам удастся это сделать – Финляндия. Хотя по некоторым данным лазерная «вырубка» уже вплотную приблизилась к рубежам нашей Родины и местами даже их переползла. Так что вполне вероятно, что вы и найдете нечто похожее в подвалах под развалинами какого-нибудь бывшего ВПКашного предприятия. Ищите, - да обрящите.

Теперь попробуем немного разобраться с таким важным параметром как стоимость. Думаю, здесь целесообразно будет дать некоторые опорные точки, которые позволят вам самостоятельно в первом приближении оценить стоимость вашего заказа. Все цены даны в американских долларах. Итак, пойдем по ступеням.
Дизайн + оригинал-макет (включая всю допечатную подготовку). Диапазон стоимости зависит от сложности, т.е. количества слайдов или графических элементов (нижняя граница от одного и верхняя – свыше пяти) на полосу:
Другими словами, если вы останетесь недовольны результатом, никто и ничего вам не будет переделывать. И вам останеться только идти и перепечатывать тираж в другом месте, где этот «параметр» выше, но и цены, соответственно – тоже. Чтож, скупой в лучшем случае платит дважды (однажды к нам пришел редкий заказчик с коэффициентом скупердяйства - пять).
Остается добавить из опыта работы, что при прочих равных условиях стоимость заказа по России, в зависимости от исполнителя, может отличаться в 2-3 раза (для сравнения, по Финляндии эта цифра составляет 10-15 %).
Если самым важным параметром является срок (или при малых тиражах) безусловное преимущество имеет цифровая печать. В этом случае тираж может быть получен в считанные часы.
Типичным представителем цифровых печатных машин с сухим тонером являются аппараты типа Xerox DocuСolor 2060 (Xeikon DCP и др.). Правда это скорее продвинутый копир с соответствующим уровнем качества. Тут существенным технологическим пределом является максимально допустимое разрешение в 600 dpi достижимое для систем основанных на электрографии и использующих сухой тонер (из-за большого размера частиц порошка). Не спасает даже 256 ступенчатое регулирование глубины цвета в каждой точке. Ибо получаемая в результате и матеметически сопоставимая с офсетом цифра линиатуры никак не может добавить разрешения до величины, свойственного офсету (2800 dpi при 175 lpi). Как сказали бы в Одессе, – это две совершенно разных линиатуры.
Другим, чуть более продвинутым представителем цифровых машин являются машины семейства Indigo (разновидность электрофотографии с использованием жидкого тонера – краски ElectroInk, идентичной офсетной краске). Но и тут есть ограничение - разрешение экспонирующего лазера в 800 dpi не обеспечивает стандартные для полиграфии 256 градаций каждого цвета. Таким образом, заявленная в рекламе линиатура также отличается от той же цифры, получаемой методом классического офсета, как французский коньяк от продукции местного розлива с тем же названием.
К недостаткам цифровых печатных машин можно отнести:
- низкую скорость печати – (1000 - Indigo и 1800 - Xerox DС 2060) оттисков А3 в час;
- сложность равномерного воспроизведения плашек и градиентных заливок;
- несовпадение запечатанных областей лицевой и оборотной сторон до 2мм и выше;
- меньший блеск электростатических красок у Indigo и больший у тонера Xerox DС 2060
- ограничения на запечатываемые материалы (сравнительно узкий ассортимент и реальная плотность в пределах 80-200 г/м кв.);
- недостаточная стойкость оттиска к внешним воздействиям.
Слабой стороной этих машин так же является значительная конструктивная сложность и, соответственно, невысокая надежность в эксплуатации. Так что есть риск потерять много времени из-за простоя машины в результате неожиданной поломки. Правда, по некоторым параметрам есть и превосходство (лучше приводка и жесткость точки, отсутствует растискивание, несколько шире цветовой охват). Что до сравнения качества классической офсетной и цифровой печати, то тут мы попадаем на давольно зыбкую почву. Все дело в том, что принципы получения изображения по этим двум методам (да и внутри цифрового при переходе от одного класса машин к другому) сильно отличаются. Поэтому, технические характеристики, приводимые изготовителями являются достаточно лукавыми и не позволяют корректно произвести сравнение. В принципе, для не специалиста эти различия не столь существенны и, скорее всего, разница не будет замечена. Разве что, из-за худшей градационной характеристики, вызванной техническими ограничениями, изображения, получаемые цифровым способом, всегда выглядят более контрастными с потерей мелких деталей в тенях и светах. Благодаря же более широкому цветовому охвату цветовая насыщенность отпечатка - выше.
Впрочем прогресс и тут не стоит на месте и развитие техники, а значит и улучшение уровня качества, происходит разве что не лавинообразно. Но все же это завтрашний день, и я не думаю, что к моменту выхода этого материала классическому офсету будет нанесен сокрушительный удар от которого он уже никогда не сможет оправиться. Ну и последнее, из-за различного с офсетом цветового охвата, для достижения сравнимого качества, файлы печати необходимо готовить с соответствующими цветовыми установками. Оптимальный тираж для цифровых печатных машин - до 500 экземпляров. Стоимость (см. таблицу) – соответствующая. Кстати, столь высокий разброс стоимости для одного тиража (особенно для дуплексной, т.е. двусторонней печати) объясняется серьезными различиями между разными видами цифровых машин. Одни предназначены преимущественно для малых тиражей и односторонней печати (Xerox), другие для больших тиражей и двусторонней печати (Xeikon, Indigo). Кроме того, им всегда сложнее работается на материалах отличных от обычной (80 г/м кв.) офисной бумаги для которой и указаны, приведенные в таблице цены, что сказывается в появлениии повышщающих коэффициентов (1.2 - 1.5). Что до стоимости, то она может быть несколько уменьшена, ежели для решения тех же задач использовать цветные копиры. Правда, при этом заметно (и на мой взгляд достаточно пропорционально) ухудшается качество.
Существуют так же офсетные машины для оперативной полиграфии (типа Quick Master DI). У этой помеси цифровой и офсетной машин (экспонирование пластин внутри машины) при качестве офсета, цикл печати тиража незначительно дольше цифровой. Рентабельный тираж от 200 экз. И единственное ограничение - в линиатуре (до 150 lpi).
Говоря о рентабельности, необходимо уточнить, что это касается лишь вопросов себестоимости тиража, но никак не полной (коммерческой) его стоимости. Последняя же, включает в себя столь много переменных, что говорить о каких-либо закономерностях можно лишь приблизительно. А уж сделать правильный выбор, можно лишь очень хорошо ориентируясь на рынке полиграфических услуг.
Нельзя не упомянуть еще об одной сфере применения цифровой печатной техники (точнее одной из ее разновидностей – цветных широкоформатных принтеров - плоттеров), о которых уже упоминалось выше. Необходимость в них возникает, когда нужно напечатать плакаты формата от А0 и выше, либо несколько плакатов свыше А3 формата, либо те же плакаты, но на специальных носителях типа винил, backlit, и других, использующихся для размещения наружной рекламы. Что до качества, то оно, конечно, существенно ниже, чем в традиционной полиграфии (хуже разрешение (стандартное - 360 dpi, улучшенное – 720 dpi, и повышенное – 1440 dpi), большая неравномерность красочного слоя, и т.д.). Но если учесть то расстояние с которого, особенно в наружной рекламе, это качество разглядывается и прибавить сюда несомненные преимущества в виде существенно большего цветового охвата (за счет возможности использовать при печати до 12 различных красок), а также применения стохастического метода растрирования изображения, то придется признать, что визуальное качество зачастую ничуть не хуже, а иногда даже и лучше (более насыщенное, «живое» изображение).
И заканчивая разговор о цифровых печатных машинах (или как принято говорить у полиграфистов о машинах работающих по технологии Computer-to-Print) нельзя не упомянуть о таком их преимуществе как печать по требованию (Print on Demand). Суть этого сложного термина состоит в том, что машины этого класса способны к работе с переменными базами данных, т.е. к персонализации каждого оттиска, что, учитывая требования современного PR, иногда становится основным критерием выбора. Остается добавить, что машины класса DI не вписываются в концепцию Computer-to-Print. (График стоимостей)

Чтож, из всего вышеизложенного с необходимостью вытекает нижеследующее:
качество в полиграфии – субстанция эфемерная и субъективная, а значит и недостижимая в абсолютном большинстве случаев;
стоимость изготовления – следует заметить – тоже, так как денег на все не хватает. Но тут на помощь приходит золотое правило скупердяя (финансового директора, учредителя, хозяина, жены и т.д.): «где дешевле, там всегда лучше». И это, надо сказать, справедливо, ибо в виду неопределенности первого параметра (качества) минимизация второго (стоимости) - всегда дает лучший результат из возможных;
желаемый срок – это всегда вчера, что, впрочем, лучше, чем никогда.
И последнее, - полиграфия может все. Способны ли вы за это заплатить?

Литература:
1. Гавриил Кренделев «Дорогое удовольствие», Компью-принт, №2, 1998 г.
2. Михаил Иншутин «За что я не люблю дизайнеров», Как, №4-5, 1998 г.
3. Алексей Моисеев «Треппинг в компьютерных системах допечатной подготовки»,
Компью-принт, №1,2, 1998 г.
4. Валарий Валуйский «Аналоговая цветопроба» Курсив №3,1998 г.
5. Константин Игнатов «Дарвинизм и полиграфия: эволюция цветопробных устройств"
Курсив №6,1998 г.
6. Алексей Моисеев «Цветопроба в цифровую эру», Publish №5, 1997 г.
7. Справочник-каталог «Кто есть Кто в полиграфии Петербурга», 1998 г.,
8.
9. Андрей Захаркин «О горячем тиснении», Полиграфия, №6, 1998 г.
10. Алексей Лукьянчук «Полезная информация, игнорируемая при покупке цветных принтеров и вспоминаемая при их эксплуатации», Курсив №2,1997 г.
11. Что делает бумагу поистине ценной, Курсив №5,1997 г., стр. 40
12. Как выглядит свобода творчества в флексографии, Курсив №4,1998 г., стр. 18
13. Цифровая печать – панацея или фетиш?, Полиграфия, №3, 1999 г.- графики
14. И куча другой свежей периодической литературы…

CtP – процесс прямого экспонирования печатных форм минуя стадию вывода пленок.
Белизна – оптическое свойство бумаги, зависящее от содержания целлюлозы, древесной массы и пр.
Биговка – продавливание бороздок на линиях сгибов с целью облегчения открываемости и предотвращения излома материала по линии сгиба
Брошюровка – скрепление (пластмассовой или металлической пружиной, холодным или горячим термоклеем, проволокой, полиграфическими или термонитями и т.д.) подобранных листов или тетрадей в блок
Впитывающая способность – способность бумаги абсорбировать краску. Необходимо учитывать при предустановке параметра растискивания
Высечка – процесс вырубания из целого листа материала изделия той или иной конфигурации
Выщипывание – отрыв волокон или частиц картона или бумаги в процессе печати
Гладкость – равномерность структуры поверхностного слоя бумаги и ее шероховатость
Глянец – оптическое свойство бумаги, связанное с отражающей способностью поверхности
Долевое (машинное) направление бумаги – преобладающее направление волокон в массе бумаги. Влияет на линейное изменения размеров бумаги под воздействием увлажнения в процессе печати и влажности окружающей среды. Необходимо учитывать при печати для уменьшения неприводки.
Краскопрогон - нанесение на запечатываемый материал одной краски
Линиатура растра - количество линий на единицу длины или величина обратная расстоянию между центрами растровых точек: измеряется в линиях на сантиметр (лин./см) или линиях на дюйм (lpi – lines per inch)
Муар – нежелательный узор, возникающий при неправилиных углах наклона растров и неприводке
Непрозрачность - оптическое свойство бумаги. Характеризует просвечиваемость оттиска, отпечатанного на обороте листа.
Оптическая плотность – характеристика прозрачности/непрозрачности участков изображения.
Отмарывание – перенос части изображения на соседние листы в результате нарушения технологии печати или условий хранения.
Полутоновые изображения – характеризуются изменяющимися значениями тона по полю
Приводка - точность совмещения красок при печати
Растискивание – увеличение относительной площади растровых элементов в процессе печати
Растрирование – преобразование полутоновых оригиналов в регулярные микроштриховые изображения (растровые элементы)
Стохастическое растрирование - преобразование полутоновых оригиналов в нерегулярные микроштриховые изображения
Тиснение – технологическая операция переноса изображения с помощью штампа (клише) под давлением и температурой, с фольгой или без нее (блинтовое)
Точность цветопередачи – соответствие цвета на оттиске заданному
Треппинг – метод компенсации на допечатной стадии неприводки красочных изображений при печати
Углы наклона растра – оптимальные углы наклона растровых линий для каждой краски:
голубой (С) - 105, пурпурный (М) - 75, желтый (Y) - 90 и черный (К) - 45
Фальцовка – сгиб листа или тетради
Фотоформа – растрированое цветоделенное изображение на фототехнической пленке для каждой краски
Фотовыводное устройство – устройство для изготовления фотоформ из файла верстки
Цветовое пространство оригинала – все представленные на оригинале цвета и оттенки
Цветоделение – разделение цветного изображения оригинали на основные цвета
Цифровая печать – метод получения изображения (оттиска) непосредственно из файла


По материалам-
Кто есть кто в полиграфии Петербурга 2002

резак для бумаги
резак для бумаги

Автор статьи:

ТД "Арбел" ООО

Производство и поставка кассовой ленты в т.ч. с цветной рекламой, канцтоваров, расходных материалов для торговли

+7-812-2520932, +7-812-2524418
Россия 198095, Санкт-Петербург, ул. Швецова, 23
Контактное лицо
Написать письмо Сохранить контакт Сообщить об ошибке